Лекции для родителей Ижевска: детские страхи

Ижмама продолжает рассказывать о родительском лектории, который проходит каждый четверг в конференц-зале Центральной гостиницы Ижевска. Очередная лекция Сергея Фёдоровича Сироткина была посвящена детским страхам, которые при определённых обстоятельствах могут перейти во взрослую жизнь.

Лектор отметил, что природа страха не объясняется ни природой, ни наукой. Известно лишь то, что страх – это реакция организма на предстоящую опасность, то есть душа «включает» свою прогоностическую функцию (простой пример: многие родители боятся не отдать ребёнка в вуз, потому что потом он будет неконкурентоспособным на рынке труда).

В основе переживания любого страха лежит воспроизведение в настоящем переживаний прошлого. Кроме внешней реакции на предстоящую опасность есть и другие – внутренние, которые не знают ни времени, ни жесткой причинно-следственной связи, ни привязки к объекту страха. Именно эти внутренние страхи, не обусловленные жизненным опытом, и свойственны детям.

Детские страхи, как правило, связаны с сексуальными желаниями (о сексуальности мы уже говорили): страх подпитывается сексуальностью или может быть её противодействием. Страх является  изменением состоянии настоящей формы существования, поэтому он и пугает ребёнка, ему становится непривычно. В детстве желание ребёнка всегда связано с табу, запретом.

Существует целый каталог детских желаний (табу), которые могут перейти и во взрослую жизнь.
В 3–6 месяцев ребёнок начинает бояться запретов на материнскую грудь. Сначала он боится отлучения от маминого молока, а затем и саму грудь, которая, как ему кажется, хочет его поглотить. Все эти страхи не осознаются ребёнком, но проявляются достаточно ярко.

Затем, в 6–9 месяцев малыши начинают осознавать, чувствовать себя как целое, как человека, у них складывается образ самого себя. Очень показательно в этом случае поведение ребёнка с зеркалом: у него возникает противоречие, потому что его тело одновременно находится в двух точках (идеальное Я смотрит на МЕНЯ же со стороны). В этом возрасте сознание ребёнка выстраивает карту собственного существования, и у него возникает задача интеграции себя и своего тела.

В возрасте 2–3 лет в жизни детей появляются папы, и все страхи начинают связываться с семейным треугольником «папа-мама-я». Ребёнок может опредмечивать свой страх, то есть, например, начать бояться собак (хотя дело будет в матери или отце, недостатке внимания и др.).  В 2–3 года у маленького человечка должно сложиться чётко понимание того, что страх должен защищать и тебя самого, и других – от тебя.

Сергей Фёдорович отметил, что при неправильном понимании родителями страхов ребёнка, этот неосознаваемый в раннем возрасте процесс может перейти во взрослую жизнь и явиться следствием психологических проблем. Главное — разговаривать с ребёнком на любые темы откровенно, прислушиваться к нему, а не к собственным проблемам и переживаниям.

Публикация в яндекс: 
да

Без регистрации