Играем с малышом. Часть 2.

Играя, дети учатся новому, узнают мир, тренируются взаимодействовать с другими людьми. Но играть тоже надо правильно - игры должны быть не только интересными, но и полезными для развития малыша. «ИжМама» продолжает публиковать список игр для малышей с полутора-двух лет на развитие речи и мышления.
photo

Ролевые игры
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем).
2. Покорми, умой куклу, погуляй с ней.
3. Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

игра9.jpg

Развитие речи и артикуляции

1. Продолжаем учиться звукоподражанию, учить голоса животных (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).

2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики, перышки, одуванчик и т.п.). Этот навык индивидуальный – у многих детей он развивается уже после двух лет.
3. Выполняем пальчиковую гимнастику, развиваем моторику.
4. «Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Старайтесь говорить с ребенком медленно и четко - чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок.

игра10.jpg

5. Читаем книги – для развития речи в возрасте 1,5-2 года очень полезны короткие сказки, потешки, книжки, где перечисляются различные понятия одной лексической категории.
6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает – «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
7. Побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).

Изучаем лексику

Основные лексические темы, которые можно и нужно изучать с ребенком:
1. Мой дом (кухня, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы, бытовая техника).
2. Моя семья (члены семьи)
3.Части тела, части лица.
4. Мебель
5. Игрушки
6. Посуда.
7.Продукты, еда
8. Овощи и фрукты.
9. Одежда и обувь
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
12. Машины и транспорт
13. Животные домашние.
14. Животные дикие. .
17. Птицы.
18. Времена года
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

рисование песком.jpg

Творческие занятия

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). 6. В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.

coffee filter spring craft 2.jpg

7. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
8. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
9. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
10.Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
11. Аппликация крупой.
12. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозаика, желуди вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
13. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма

Malyish-poet.jpg

1. Логоритмика - танцы под музыку (например, Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо). Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
4. «Прислушайся!»(прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).

5. Знакомимся с понятием «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – "принеси куклу, дай мячик"). 

Делитесь своим опытом развивающих занятий с ребенком в комментариях!

Без регистрации