Интервью с неравнодушным человеком: как сделать Интернет безопасным для детей?

Александр Феодосьевич Радевич — ответственный секретарь Общественного совета при МВД по Удмуртии, председатель Совета Ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив», член Общественной палаты г. Ижевска.

- Александр Феодосьевич, существуют ли особые методики и приемы, которые помогли бы родителям уберечь своего ребенка от нежелательного воздействия Интернета?

- Давайте подумаем, а кто даёт разрешение на пользование Интернетом в семье? Государство, правоохранительные органы? Только родитель! Именно родители определяют, с какого возраста можно соприкасаться с миром коммуникаций. В нормальной же семье не будут подсовывать ужастики и эротические журналы ребенку с трех лет, так как это не есть норма. Вот и методики, приёмы очень просты. Самим родителям необходимо научиться, «читать и понимать» этот кибермир, а потом вместе с ребёнком совершать в него путешествия. И вначале за руку… А пока же дети лучше понимают происходящее и без родительского присмотра и разрешения, взрослеют в виртуальном пространстве, становясь мужчинами и женщинами в свои пять лет, учатся быть злыми и агрессивными, нездорово конкурентными и т.д.

Пространство реальной жизни гораздо интересней, чем бездонный, иллюзорный и виртуальный мир. И понимание этого тесно связано с позицией родителей. Семейная дружественная атмосфера, совместный отдых и деятельность – вот лучшая методика противостояния разным рискам и угрозам, лучшая методика от безмерного влияния на ребёнка.

- Есть ли в Ижевске специальные обучающие курсы для родителей? Где они проходят?

Подобных курсов нет, так как и собственно нет системы работы в этом направлении. Проблема осознается, но до формирования комплексных программ дело не доходит. И только силами специалистов разных ведомств, учреждений, общественности ведётся работа в просветительском направлении. Родителям необходимо это осознавать, так как  они один на один остаются с этим вызовом современной цивилизации. А учиться можно друг у друга. Родителям, бабушкам и дедушкам есть чем поделиться с детьми (социальным опытом), а дети с удовольствием помогут в выработке навыков пользователя. Лучше открывать мир Интернета безопасно и вместе!

- Куда обращаться родителям, если их ребенок становится Интернет-зависимым?

К сожалению, специальных служб, работающих с такого рода зависимостью в Ижевске нет. Но есть детские психологи, которые могут помочь. Например, на «Детской линии» в Интернет-приёмной детского психолога Ольги Пчельниковой можно получить первичную консультацию, а в дальнейшем записаться на индивидуальный приём.

- Как проводить профилактику компьютерных преступлений, участниками которого, по своему неведению, могут стать несовершеннолетние?

Просвещение несовершеннолетних в интересных формах нужно начинать с дошкольных учреждений. И это должны быть целостные программы, а не разовые уроки или лекции. Уже более двух лет мы вместе с МВД по Удмуртской Республике активно продвигаемся в этом направлении, отрабатывая разные подходы и технологии профилактики компьютерных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и преступлений по отношению к детям.

- Посоветуйте, как превратить агрессивное и циничное пространство Интернета в благожелательное и полезное?

Существующую реальность невозможно подогнать под себя и свои желания. И в жизни встречаются негодяи, мошенники и злые люди. Мы же учим детей правилам безопасности на улице! И с безопасностью в Интернете аналогично. Воспитанный и культурный пользователь будет обустраивать свое пространство, исходя из представлений культурного человека. Воспитание и формирование культуры взаимоотношений между людьми, пользования Интернетом – залог того, что любое пространство становится доброжелательным, неагрессивным и помогающим развиваться. И техническая сторона запретов отойдёт на второй план.

Без регистрации