Для чего, зачем и как составлять портфолио

Тема, которую я поднимаю сегодня,  родилась из многочисленных вопросов родителей, педагогов, детей, попавших в ситуацию «надо делать портфолио», «надо создавать портфолио», «надо работать с портфолио». Меня насторожило это «надо», поскольку несло это слово скорее негативный оттенок, чем праздничный. Именно поэтому мне хочется показать как важны и ценны усилия, которые вы потратите для формирования образовательного портфолио.

Как составлять полезное портфолио

Умение составлять портфолио — современный навык успешного человека. Ещё лет 10 назад слово «портфолио» звучало редко, да и то только в сфере творческих профессий. Художники, дизайнеры, фотомодели составляли папки с фотографиями своих  самых успешных работ, чтобы предъявлять их в качестве рекламы при трудоустройстве. Сегодня же ведение портфолио является чуть ли не обязательным элементом для ученика. Портфолио заводят чуть ли не с детсадовского возраста, куда помещают грамоты, творческие работы, отметки о достижениях в каком-то деле.

Родителей зачастую ставятся перед фактом – «нужно сделать  портфолио», а как, для чего, какой в этом смысл – приходится додумывать самим. Как сделать так, чтобы портфолио стало важным образовательными помощником и для взрослого и для ребенка? Может быть,  это излишняя трата времени и сил семьи? Собрали папку и что дальше?

Причем здесь тьютор?

У меня есть своя версия для чего,  как и какое портфолио нужно делать, чтобы оно стало полезным, важным, умным и «живым» (т.е. не лежало или стояло на полке в качестве украшения). В этой версии очень значимое место занимает тьютор. Тьютор помогает осмыслить содержание портфолио с точки зрения личных смыслов и ценностей. Только в этом случае портфолио «рождается» и становится «жизнеспособным». В ином случае сделанное «по указке» портфолио,  превращается в формальную и ненужную папку.

Именно поэтому моя идея работы по составлению портфолио  — это идея тьюторская, осмысленная.

Как я работаю с учащимися по составлению портфолио? Шаг 1.

На этом шаге очень важно понять, какая линия (одна или несколько) станут главными в портфолио. Как это понять? Только через обсуждения, вопросы и совместный поиск ответов.

Для начала я предлагаю ученикам принести все, с чем связано  для них понятие «мое образование». Так,  в первую встречу,  дети приносят кучу грамот, дипломов, рисунков, копий аттестатов, сертификатов, какие-то камушки из лагеря, записочки от лучших друзей, список книг и т.п. Дальше я обсуждаю с ребятами вопросы:

  • что такое образование?
  • какие возможны образовательные пути, трудности, результаты?
  • что ты включаешь в свою историю сознательно, а что случайно?
  • как понять – это было образовательное событие или нет?
  • И много-много других вопросов.

После таких обсуждений становится более ясным картина образовательного пути конкретного человека – к чему он стремится человек, в чем видит свои успехи, что для него важно, а что второстепенно, как он думает и какую ответственность возлагает на себя.

Так начинает свой путь «образовательное портфолио», и оба слова здесь имеют одинаковую ценность.

Без регистрации