Тайм-менеджмент для детей – как учить ребенка распоряжаться своим временем?

Школьно-детсадовский сезон только начался, и многие родители уже жалуются на то, что дети совершенно не могут организовать себя. Они с трудом встают утром, подолгу собираются, забывают школьные учебники и путают расписание занятий. Что же делать? Ответ – начинать с малого. «ИжМама» подготовила для своих читателей несколько советов о том, как научить ребенка распоряжаться свои временем.
photo

Совет первый и самый главный – показывайте пример

Ваши дети узнают, как надо распределять свое время, наблюдая за вами. Если малыш ежедневно видит, что вскочив утром в последнюю минуту, папа одновременно застегивает рубашку и дожевывает бутерброд, он совершенно не понимает, почему родители так настаивают на раннем подъеме и выполнении зарядки. А если по выходным родители предпочитают подольше поспать, так почему же ребенок должен вставать по распорядку? Другими словами, если вы хотите, чтобы ребенок научился организовывать свое время, соответствуйте сами тем требованиям, которые предъявляете к нему. Например, для начала возьмите за правило никогда никуда не опаздывать.

Совет второй – изучаем время

Психологи утверждают, что понимание течения времени у детей начинает формироваться только после пяти лет.

Однако даже самые маленькие детки придают большое значение систематичности, повторению, определенным ритуалам, которые существуют в семье. Они хотят знать, что готовит им следующий день, но это совсем не значит, что каждый день должен быть похож на все остальные. Для них важно лишь существование некоторых ключевых моментов, достаточно стандартных и предсказуемых. Просыпаться в одно и то же время, в одно и то же время принимать пищу, заниматься или гулять, купаться и ложиться спать – эти нехитрые ежедневные действия помогут малышу чувствовать себя защищенным. Он будет знать, что после пробуждения нужно идти умываться, а потом будет завтрак. А во сколько все это будет происходить - в семь или половине восьмого - для него принципиального значения не имеет.

часы.jpg

    Начиная с пяти лет можно начать формировать у ребенка представление о единицах времени. Что такое минута, час день? Почему днем мы играем и ходим в детский сад, а ночью спим? Как сменяются времена года? Почему в месяце разное количество дней? Получить ответы на все эти вопросы ребенок должен еще до школы.

Первым шагом в изучении времени является обучению понятиям «сутки» и «части суток». Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь. Обсудите, что и когда вы делаете каждый день: утром – просыпаетесь, завтракаете; днем – гуляете, играете и так далее.

Следующий шаг – понимание времени года. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. От вас потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года. Расскажите про смену месяцев.

Дни недели можно изучать по типу режима или повторяющимся событиям. Понедельник – ходим на танцы, среда – английский, суббота – все дома.

Понятия вчера, сегодня, завтра – самые трудные для усвоения. Объясните ребенку, что завтра будет, когда он проснется, сегодня - это сейчас, вчера было, когда он ложился спать.

Осознать протяженность времени ребенку помогут занятия с таймером или песочными часами. Малыши с удовольствием играют в игру – «выполни задание на время». Предложите вашему малышу, например, за пять минут собрать все игрушки в корзинку, а за две – умыться и почистить зубы. Важное условие: не задавайте слишком сложных заданий на короткое время, они должны соответствовать возрасту ребенка! А громкий сигнал таймера послужит малышу своеобразным поощрением.

уборка.jpg

К 6-7 годам, имея первые представления о цифрах и о ходе времени, ребенок может начинать учиться определять время по часам.


Совет третий – составьте распорядок дня

Наглядный и красиво оформленный распорядок дня, составленный вместе с ребенком и при его непосредственном участии, может стать верным помощником как для дошколенка, так и для младшего школьника.

На что же надо обратить внимание при составлении распорядка? Первое условие - он должен быть составлен так, чтобы соблюдалось правильное соотношение двигательной и умственной нагрузки, отдыха и занятий. Поэтому, настаивая на занятиях музыкой, рисованием, иностранными языками, не забывайте о том, что как минимум 2-3 часа в день ребенок должен просто побегать и поиграть.

часы_3.jpg

Особое внимание нужно обратить на сон. Ребенок должен спать не менее 9,5 часов в сутки. Старайтесь, чтобы с раннего возраста малыш привыкал к тому, что наиболее важные дела и сложные занятия выпадают на утро.

Встать утром бодрым и веселым ребенок может, только если он заснул без скандала и хорошо выспался. Поэтому немаловажное значение имеет ритуал укладывания. За полтора-два часа до сна у ребенка должно быть время пассивного отдыха. Он не должен бегать и скакать по квартире, впрочем, как и смотреть телевизор. Это лучшее время для того, чтобы поиграть вместе с родителями в спокойные игры, почитать книжки или просто посекретничать с мамой.

Не забывайте и про традиционную сказку на ночь. Рассказывая ее, вы можете акцентировать внимание на том, что все подвиги герои совершают именно по утрам, все принцессы утром бывают особенно красивыми. Все это необходимо для того, чтобы ребенок знал, что утро - это время, когда день только начинается, и его будет ждать что-то очень интересное. Естественно, давая такую установку с вечера, не стоит будить ребенка криком или ярко включенным светом.

Если ребенок с раннего возраста привыкнет к правильной организации дня, то и в дальнейшем ему будет гораздо проще планировать свое время.


Совет четвертый – учите доводить начатое до конца

Доводить любое, даже самое маленькое дело до завершения – очень важный навык, который поможет вашему ребенку и в учебе, и во взрослой жизни. Как же этому научиться?

задание.jpg

  • Увеличивайте время занятий понемногу. Чем младше ребенок, тем сложнее ему сосредоточиться на одном занятии. Как только вы заметили, что малыш заскучал и готов бросить начатое дело, переключите его внимание на что-то другое, а через некоторое время вернитесь и продолжите.
  • Всегда помогайте детям, если в каком-то деле у них возникли сложности. НО - только тогда, когда маленький человек сам просит о помощи! Иногда ребенку бывает больше нужна моральная поддержка или слова ободрения от родителей, вера в то, что они справиться с любыми трудностями сам. Помогая в меру, вы покажете ребенку, что, во-первых, в сложных ситуациях он всегда может рассчитывать на своих близких. А во-вторых, он уяснит для себя, что безвыходных ситуаций практически не бывает.
  • Никогда не забывайте о поощрении и похвале!

Практическим способом научить ребенка завершать начатое дело может стать игра «Режим и порядок». Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружечек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем. Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца - получи приз.
Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию.


Совет пятый – учите ответственности с раннего детства

Хороший способ научить ребенка ответственности – домашние обязанности. Они должны появиться у ребенка уже в 4-5 лет. Объясните малышу, что у всех членов семьи есть свои обязанности по дому, перечислите их, и закрепите за ним его дела. 

уборка_1.jpg

Кроме уборки за собой постели, игрушек и посуды, можно поручить кормление домашних животных, вытирание пыли, поливку цветов, и даже походы в магазин. Обязанности должны быть постоянными и ежедневными. Важно, чтобы все члены семьи относились к ним серьезно, поощряли их выполнение, но ни в коем случае не делали их за ребенка. Если ребенок «забыл» собрать игрушки или накормить кота, он должен увидеть последствия своего поступка.

Ребенку постарше можно поручить какое-нибудь важное дело «семейного значения». Например, покупка хлеба для всей семьи. Если он забыл о своем поручении или потратил деньги на какие-то свои нужды, это почувствуют все члены семьи.

Мнение эксперта

Ирина Макарычева, психолог, специалист по возрастной психологии,  руководитель Института практической психологии МВЕУ:

Организованность – характеристика взрослого человека. Ее нельзя привить ребенку сразу и быстро. Организованность у ребенка до 16-17 лет – это организованность его родителей. Чем чаще вы уделяете этому внимание, тем «организованнее» выглядит ваш ребенок и тем спокойнее и позитивнее ваша жизнь. Главная валюта в этом процессе – время и внимание. Время, которое мы жалеем для наших детей в суматохе дней, вызывая у них ощущение дефицита. А значит, как за любой дефицит за него надо бороться любой ценой, даже ценой непослушания и неорганизованности. 

Так как же приучить ребенка правильно распоряжаться своим временем? Первое – взять на себя роль хранителя времени. Взрослый определяет, что, когда и сколько делает ребенок, и следит за выполнением. Да! Это дополнительная нагрузка на то время, которое мы хотим использовать на себя. Но ведь детей мы заводили осознанно, так что и к их росту и развитию тоже придется подходить осознанно.

Второе – договорные отношения. Если ребенок уже в состоянии договариваться, значит необходимо определить, что он делает в жестко регламентированном режиме, а где у него пространство «свободы».

Третье – «пряник». Конечно, без кнута пряник не так эффективен. Однако, если нужно привить ребенку необходимый навык, связанный с временем, как например, домашние задания, без «пряника» нельзя вообще. И важно помнить, что «пряник» - это отнюдь не доступ к компьютеру, а чаще всего время и внимание родителей. За 10 минут совместной с папой битвы с инопланетянами ребенок готов свернуть горы в кратчайшие сроки.

И четвертое – интерес. То, что ребенку интересно, он делает быстро, много и тогда, когда надо. Вспомните, как 5-летний ребенок бросает игрушки и с удовольствием помогает вам месить тесто к приходу гостей! Хотите, чтобы ребенок делал что-то организованно, вовремя и как надо, найдите в этих занятиях интерес для него. Хотите, чтобы ваш ребенок был разносторонним, сделайте так, что у него была возможность выбирать из нескольких интересных ему занятий. И тогда он научится распределять свои внимание и время между ними.

Без регистрации