Тест: Готов ли малыш к детскому саду?

В феврале-марте во многих детских садах открываются так называемые «адаптационные» группы  и группы кратковременного пребывания.  Малышей, которые в этом году пойдут в садик, предлагают для начала поводить туда – познакомиться с воспитателями и занятиями. Нужно ли это ребенку и как оценить его готовность к детскому саду – в нашем материале.
photo


Оптимальным возрастом для вступления малыша в социальную жизнь детские психологи считают 3 года. Это именно тот возраст, когда ребенок начинает интересоваться другими детьми и проявлять признаки самостоятельности. Он уже овладел необходимыми навыками и умениями, готов к новым открытиям и друзьям. Детский сад – это первое общественное заведение, где закладываются такие жизненные основы, как умение искать компромисс, дать отпор, найти свое место в коллективе, выстроить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Однако не стоит забывать, что каждый малыш индивидуален, так же как его развитие. Как же определить, в чём ребенок уже готов к саду, а какие умения и навыки ещё стоить «подтянуть»?

Готовность ребенка к детскому саду определяется рядом факторов: биологическим, психологическим и социальным. Диагностикой биологической зрелости обычно занимается врач-педиатр. Критериями здесь служат размеры тела и развитие ребенка, в том числе коммуникативные навыки – умение говорить или другим способом сообщить о своих желаниях и потребностях.

Под социальной готовностью понимают способность ребенка соблюдать правила и подчиняться нормам поведения в обществе. Умение слышать указания взрослых, не нарушать дисциплину и выполнять распорядок дня, установленный в детском саду, очень поможет малышу. Одним из важнейших навыков социальной готовности является четкий режим дня в семье. Родителям, планирующим отдать ребенка в сад, советуют заранее подстроить домашний режим под садиковский – например, раньше укладывать на дневной сон. Также уделяйте больше внимания общению малыша с другими детьми.

О психологической готовности можно говорить, если ребенок во-первых, чувствует себя уверенно, находясь вне дома и в отсутствии мамы, во-вторых, умеет занять себя, и в-третьих, довольно уверенно владеет основными навыками самообслуживания и личной гигиены: кушает ложкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет ручки, с небольшой помощью взрослого обувается/разувается и одевается/раздевается.

Стоит также обратить внимание на темперамент ребенка – детям-холерикам и детям-меланхоликам адаптация в коллективе дается сложнее, поэтому их советуют отдавать в сад позже - в 3-4 года. Для сангвиников и флегматиков подходящий возраст – 2-3 года.


Что такое «адаптационная» группа и чем она может помочь?

детсад_адаптация3.jpg

Как правило, такие группы представляют собой прогулки или 2-3 часовые занятия в детском саду. Лучше, если это будет именно тот сад, который вы выбрали для ребенка и куда планируете получить путевку – это даст малышу возможность заранее познакомиться с чужими для него взрослыми – воспитателями, нянями. А маме – больше узнать о режиме дня и порядках, принятых в данном садике. Большинство малышей за месяц-полтора вполне осваиваются в новой обстановке. И тогда они уже могут перейти из группы кратковременного пребывания в полноценный детский сад. Важно, чтобы у ребенка не было длительных, больше месяца, перерывов между «адаптационной» и обычной группой – тогда адаптацию придется начинать заново.

Кроме того, в ГКП ребенок может познакомиться с инфекциями и микробами, с которыми в семье он не встречался. Попав в детский коллектив, малыш, с большой вероятностью, первое время будет болеть - это, к сожалению, неизбежно. Но расправившись со многими болезнями один раз, он приобретет иммунитет.


Если вы все ещё не уверены в том, готов ли малыш к детскому саду, определить это можно с помощью теста*. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего малыша.

  • Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

  • Как ребенок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

  • Уверен ли ребенок в себе?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

  • Как ребенок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?

Легко — 3 балла

Тяжело — 1 балл

детсад_адаптация.jpg

  • Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть — 1 балл

Нет — 3 балла.

  • Как относится ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

  • Просится ли ребенок на горшок?

Да — 3 балла

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет, и ходит мокрый — 1 балл

  • Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл

Нет — 3 балла

  • Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке? 

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

Нет — 1 балл

  • Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

  • Умеет ли ребенок играть самостоятельно?

Умеет — 3 балла 

Не всегда — 2 балла 

Никогда не играет сам — 1 балл

  • Как ребенок общается с взрослыми?

Легко идет на контакт со всеми — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

  • Какова продолжительность дневного сна ребенка?

Два часа и больше — 3 балла

Меньше 2-х часов — 1 балл

  • Какой аппетит у ребенка?

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

  • Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке? 

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

  • Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла

Лежит спокойно, но долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно — 1 балл

  • Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные)?

Да — 1 балл 

Нет — 3 балла

Прогноз адаптации: 

ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55-40 баллов; условно готов — 39-24 балла; не готов — 23-16 баллов.

*Источник: Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.

Без регистрации