Cемейное образование. Опыт одной семьи.

"Семейное образование - это не только образование в семье. Это ещё и образование вместе с семьёй",  - уверена мама Татьяна Рязанова, блогер проекта "Счастье внутри".
photo
Все школьные темы с interneturok.ru Митя разбирает один. Сам читает, сам потом заполняет читательский дневник. Сам выполняет задания по математике и русскому языку, которые я ему оставляю. Сам учит стихи. Я не вмешиваюсь в его учебный процесс. Но, так получается, что я всегда параллельно присутствую в нём.
Математика. Например, мы сейчас учим таблицу умножения. И я даже не представляла, как много увлекательных и простых способов существует для её запоминания! Теперь время от времени мы играем в цифры. А потом Митя садится делать уроки, открывает учебник, и оказывается, что в таблице-то всё понятно, ясно и очень легко. Меры длины повторяем, измеряя братьев, игрушки, кошку, и ещё замеряя наши пешие прогулки шагомером на телефоне. Периметр и площадь весело ищем в огромном магазине IKEA в Казани, когда выбираем шкафы, столы и диваны в наш воображаемый дом. Такая прикладная математика вдохновляет даже меня.
Русский язык. С ним определённо сложнее. Сделать его прикладным для восьмилетки непросто. Конечно, когда мы переписываемся ВКонтакте, я исправляю Митины ошибки. Ещё Митя сам составляет список покупок в магазин, записывает распорядок дел на день. Ещё он пишет в прописях, работает над почерком. Но самое главное - не это. Я часто нахожу для него какие-нибудь весёлые штуки, которые получаются из оборотов речи, грамматических и орфографических ошибок (например, вот здесь Я люблю русский язык!) или зачитываю ему некоторые смешные выдержки из школьных сочинений (помните, одно время они были очень популярны?) Иногда Митя сразу понимает шутку ("Ёж, жаба и ласточки помогают садовнику поедать насекомых") и хохочет до слёз. А иногда ему приходится рассказывать, как получаются стилистические казусы из-за неправильного использования окончаний, падежей, предлогов и т.д. ("Шёл 1812-ый год войны" или "Каждый раз перед прогулкой он одевал шапку"). Он не всё из этого запоминает, да это и не нужно. Ему нравится, и пока это самое главное. Ну и конечно, мы как всегда играем в вечерних дорожных пробках: "А ну-ка назови мне 10 существительных на букву "П"?" "А теперь назови мне 10 прилагательных про этот троллейбус?"
Чтение. За последний год я перечитала в десять раз больше детских книг, чем Митя! И всё для того, чтобы потом как бы невзначай доставать ему с книжкой полки только самые интересные, полезные, удобные для чтения книги. Подходящие ему и по возрасту, и по жизненной ситуации, моменту, настроению. А ещё до сих пор есть книги, которые по вечерам я читаю ему вслух - они толстые, там мало картинок и много длинных глав. Днём одну-две главы он прочитывает сам, и тогда вечером я прошу его: "Миить, ну расскажи мне, что там было, мне же тоже интересно! Я не могу читать сразу с десятой главы, я не знаю, что произошло в девятой и восьмой!" Митя читает анонсы фильмов, на которые мы собираемся пойти в кино. Читает энциклопедии обо всём, что в данный момент его интересует. Читает даже комментарии игроков к игре-аналогу World of Tanks, где виртуальные-друзья - члены его команды - просят о помощи или зовут пойти в наступление. И я вместе с ним постоянно читаю всё, что читает он.
Окружающий мир. Самый простой и одновременно самый безграничный предмет! Мы много гуляем пешком, наблюдаем, разговариваем. Вместе смотрим фильмы, и потом их обсуждаем. Ходим в музеи, путешествуем, знакомимся с разными странами, народами, культурами, обычаями... Мир необъятен. И опять же (чтобы хоть иногда продвигаться в ногу с Митиными учебниками) я нахожу короткие фильмы в iSchool, Discovery, BBC или National Geographic. Мы ничего не учим, просто смотрим. И с каким увлечением, с каким искренним интересом!
Английский язык - единственный школьный предмет, в изучении которого у нас участвует репетитор. И я совершенно не знаю, как они занимаются, и что они сейчас там проходят. Только вижу, что сын с энтузиазмом бежит на занятия. И ещё я стала замечать, что иногда он вставляет свои "Do yoi like?", "Look!" и "Come to me" в наши простенькие английские диалоги с младшим Никитой. Иногда задерживается рядом с моим ноутбуком, когда я смотрю фильмы на английском. Конечно, он смотрит только на картинку, на действие, но английские титры всё равно мелькают перед глазами, английская речь всё равно попадает в уши. И мне самой хочется общаться по-английски ещё свободнее, правильнее и выразительнее. Ведь я думаю, что через пару лет моему сыну будет о чём поговорить со мной...
Семейное образование - это не про то, чтобы каждый день находить или придумывать что-то увлекательное в учебном процессе. Это про то, как самим родителям с головой увлечься учёбой и самообразованием - настолько, чтобы своим примером вдохновить и зарядить ребёнка.
По материалам блога https://vk.com/blissinside

Без регистрации