Игры с песком

Уже середина июня, а жаркие дни в Ижевске так и не наступили. Солнца хочется. Городской пляж манит, и поэтому выберете время и приходите сюда с детьми, чтобы насладиться игрой в большой «песочнице». Вчера моя дочь рисовала палочкой на песке, а потом накатывающая волна выравнивала ее игровое поле и все начиналось заново. Она рисовала не только сюжетные картинки, у нее хорошо получались геометрические фигуры, круги, прямоугольники, спирали, звезды. Я замечала, когда она возится в песке, она внутренне успокаивается.

photo

Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.

Многие продвинутые психологи считают «песок» универсальной всевозрастной игровой средой. Играть с ним некоторые дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать куличики или домики - пещерки для маленьких игрушек, переплетающиеся трассы для машинок или извилистые канавки для воды... Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно «солидных» по возрасту подростков, которые с удовольствием роют в песке туннели и возводят огромные города с домами и замками, крепостными стенами, булыжными мостовыми и подъёмными мостами или выстраивают модели египетских пирамид...

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно — игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования...

Некоторые рекомендации по игре с песком: Как только вы пришли на пляж, дайте ребенку свободу, пусть он воплотит на песке свои идеи теми способами, которые ему больше нравятся.

И если видите, что идеи исчерпались можно предложить следующие:

  1. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами.
  2. Также дети могут свернуть из бумаги воронку и насыпать через нее песок, создавая таким образом различные фигуры.
  3. Интерес к экспериментированию может пробудить и просеивание песка через различные сита, мелкие и крупные. Дети могут своими руками смастерить сита из картона, например проковыряв гвоздем дырки в коробке из-под обуви. Отверстия лучше располагать не хаотично, а в определенном порядке: в виде круга, звезды, спирали либо комбинации из этих или других фигур. Если взять мелкий песок, то сначала его поверхность будет ровной, но когда песок начинает сыпаться через отверстия, то в коробке — сите и в лотке под ней, как по волшебству, возникают различные формы, напоминающие горы и долины. Игры с таким ситом, действующим наподобие песочных часов, очень успокаивают.
  4. Замечательно интересные следы на песке можно оставить при помощи грабелек и палочек. Рисование фигур на песке является эффективным упражнением, позволяющим приобрести основные навыки письма.
  5. Вращающийся волчок оставляет на песке удивительные, постоянно изменяющиеся следы. Если же толкать по песку резинового ежика или ребристый мячик, то на нем образуются соответствующие узоры. А если катать ежика или мячик по кругу, то можно получить изображения, напоминающие паутину.

Эмоциональное самовыражение с помощью песка

Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка руками пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение. Разнообразны детские впечатления находят свое материальное выражение на доступном для них языке во время игр в лотке с песком. Дети часто выбирают для такой игры одни и те же объекты и аналогичные способы работы. Привычная обстановка дает детям ощущение безопасности и удобства, побуждает их к действию и помогает преодолеть внутренние страхи. А ощущение внутренней безопасности и умиротворенности может пробудить новые движущие силы для игры. Дети играют сосредоточенно и усердно и бывают так поглощены игрой в песок, что совершенно забывают и о времени, и о том, где они находятся.

Развитие восприятия

Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло или холод. Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела. В суставах, мышцах, сухожилиях и в среднем ухе (которое ответственно за чувство равновесия) имеются соответствующие рецепторы. Дети часто действуют с чрезмерными усилиями, но их можно научить контролировать себя посредством упражнений, в процессе которых нужно прикасаться к песку то пальцами, то ладонями, то всем телом. Когда ребенок водит пальцами по песку, зажатость и напряжение в его запястьях и плечах снимаются. Регулярные занятия с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.






Без регистрации